Обзор коммерческих площадок РФ
Все существующие ЭТП (электронные торговые площадки) созданы для упрощения системы взаимодействия заказчика и поставщика в сфере закупок. Они позволяют контактировать компаниям в независимости от их географического расположения, совершать дистанционные сделки, подписывать документы удаленно в он-лайн режиме. Принцип работы всех торговых площадок одинаков.
Все электронные торговые площадки можно разделить на два больших пласта:
-
Федеральные, или бюджетные — B2G — business-to-government;
-
Коммерческие, или B2B — business-to-business.
К федеральным ЭТП относят шесть площадок. О видах и их особенностях можно узнать из статьи здесь. Коммерческих площадок гораздо больше. В данной статье мы затронем обзор коммерческих ЭТП.
Виды коммерческих ЭТП
В стремлении сделать осуществление закупок товаров работ услуг оптимизированным, представители крупных коммерческих компаний вышли на новый уровень. Торги, проходящие в электронном формате, с каждым годом набирают обороты. В настоящее время поиск коммерческих тендеров осуществляется по ЭТП, количество которых давно превысило сотню. Участие в коммерческих тендерах не регламентируется законодательной базой, поэтому каждая из площадок имеет право устанавливать свои требования к правилам на участие в коммерческих тендерах.
Многочисленные коммерческие электронные площадки можно разделить на несколько видов:
1 — Корпоративные,
2 — Отраслевые,
3 — Многоотраслевые,
4 — Региональные.
ЭТП корпоративного типа
Данный вид площадок создает определенная компания или группировка организаций (холдинги) с целью вывести партнерские отношения в электронный формат. В качестве примера можно привести такие площадки как Закупки ПАО “Сбербанк”, Тендеры ПАО “Лукойл”, ЭТП Газпромбанка и прочие.
ЭТП отраслевые
Это узкоспециализированные площадки, на которых размещаются заказы из одной определенной области закупок. Пример: для закупок в сфере лесной промышленности используют Lesprom.ru; строительные тендеры можно найти на B2B-Стройке или ЭТП Стройторги.
ЭТП многоотраслевого профиля
Ярким примером многоотраслевой ЭТП служит B2B-Center. Это крупная площадка, которая объединяет закупки из разных экономических сфер. Это и энергетика, и нефтяная промышленность, и автомобилестроение, и жилищно-коммунальный сектор, и многие другие.
ЭТП, разделенные по региональному типу
Название данной ЭТП говорит само за себя. Информация о проводимых закупках разделена по регионам. Заказчики размещают заказы в зависимости от географического расположения. Например, московские организации осуществляют поиск коммерческих тендеров, проходя регистрацию на Портале поставщиков г. Москва, а заказчики г.Томска могут воспользоваться ЭТП ЗАО «Сибирская Аграрная Группа» для размещения своих заказов.
Каковы достоинства коммерческих ЭТП
1 — Контакт заказчика и исполнителя на В2В-центре происходит напрямую без посредников, что экономит деньги и время участников закупок.
2 — Коммерческие ЭТП открыты для всех желающих принять участие в электронном тендере независимо от регионального расположения компании. Выгоду получают и заказчик, и исполнители. Список возможных поставщиков увеличивается в разы, в связи с чем есть возможность выбора лучших условий поставки товара. Перед исполнителем тоже же открывается перспектива заключения выгодного заключения контракта в силу большого количества размещенных заказов.
3 — Упрощена процедура подачи документации тендера. Достаточно один раз загрузить необходимый пакет документов с информацией от компании, и повторное участие на торгах осуществляется с использованием ранее предоставленной документации.
4- Коррупционная составляющая сведена к минимуму.